08.03.2009

Бизнес-войны: остаться в живых-2

 

Эдвард Йордон — всемирно известный консультант IT-индустрии, эксперт в области управления проектами, методологии разработки программного обеспечения Web 2.0 технологий — на примере известной компьютерной игры раскрывает суть одного из самых эффективных на сегодняшний день методов обучения персонала.

Динамическое моделирование процесса разработки ПО — это новая прогрессивная концепция в области управления проектами. Отказываясь от старой концепции, в которой руководитель проекта выступает в роли «агента», самостоятельно принимающего управленческие решения, или «жертвы», страдающей от последствий кризиса, причины которого лежат за пределами её контроля, новый подход предполагает системный взгляд на все взаимодействия участников «полевых учений». Как уже отмечалось в первой части материала «Бизнес-войны: остаться в живых», большинство организаций не являются военными, кроме того, компании не считают своих конкурентов врагами. Однако использование преимуществ перед соперником, которые даёт имитация военных игр, никогда не помешает.

Для новичков и ветеранов

Военные игры являются важным средством налаживания и упрощения взаимодействия между членами компании, объединения «старых» и «новых» сотрудников, формирования корпоративной культуры.

Навыки поведения в сложных и нестандартных ситуациях будут полезны как для молодых, так и для более опытных служащих. Даже давно сформированная команда нуждается в постоянной отработке умения сотрудничать.

Вступай в ряды армии профессионалов! Моделирование и военные игры могут использоваться для имитации распространённых ситуаций при руководстве проектом, применяться для проектирования специфических событий: выпуск нового товара, ЧП на предприятии и т. д.

Военная игра — превосходный, а иногда и единственный механизм моделирования конкурентных, соревновательных ситуаций, вполне естественных в мире бизнеса. Именно военная игра позволяет приобрести навыки «борьбы с врагами», умение принимать инновационные, нестандартные решения. Однако предлагаемые методы могут отличаться от общепринятых в компании и даже нарушать установленные в организации правила и порядки. В таком случае требуется умение вести конструктивный диалог. Недозволенные методы борьбы может применить и конкурентная компания — многие не воспринимают этот факт всерьёз, пока не столкнутся с ним в процессе имитации военных действий.

От инвестиций до результата

Моделирование и военные игры могут быть организованы при помощи карандаша, бумаги или простейших электронных таблиц. В ситуациях, где основная модель сценария включает в себя нелинейные вычисления и наличие обратной связи, предпочтительны более сложные инструменты и программы. Они вполне доступны, например, программа Windows/Mac, названная «iThink», от High Performance Systems.

Если серьёзно подходить к этому вопросу, то в создание виртуального мира следует инвестировать миллионы долларов. Вполне возможно, многие компании не смогут оправдать такие затраты результатами одиночного проекта, но если взять пример большинства организаций, практикующих моделирование ситуаций, то мы убедимся, что цель оправдывает средства.

Вернёмся к игре «Армия Америки»: создатели прогнозируют, что вложенные в неё ресурсы очень скоро окупятся. Кроме того, они не жалеют средств на то, чтобы придать компьютерной игре правдоподобность и воссоздать каждую деталь виртуального мира самым реалистичным образом. С этой целью разработчики игры посещают военные базы, чтобы получить опыт армейской службы, освоить и узнать всё, что должен знать и уметь американский солдат (владение оружием, прыжки с парашютом, преодоление препятствий и т. д.).

Правила игры

Тот, кто во время военной игры не растрачивает впустую корпоративные ресурсы и время сотрудников, приобретает бесценный опыт. При первой попытке, естественно, потребуется помощь внешних консультантов и практикующих тренеров.

Основные рекомендации по организации игры

1. Проведите военную игру offsite, т. е. на нейтральной территории, где ничто не будет отвлекать участников. Некоторые компании пытаются сэкономить, организуя учения в своих офисах, однако привычная атмосфера не способствует максимальному погружению в моделируемую ситуацию, а значит, эффект от игры будет смазан.

2. Обеспечьте необходимую управленческую поддержку — обычно хватает одного сотрудника, чтобы направлять ход игры и раздавать указания участникам. Во избежание разного рода заминок и обеспечения динамичности игры ведущему можно назначить двух-трёх помощников.

3. Сформируйте команду супервизоров, которые будут выполнять функцию жюри. Такая мера позволит контролировать соблюдение условий и правил игры и избегать использования «неправомерных» действий со стороны команд-участников (например, «А можно для устранения конкурентов мы применим ядерное оружие?»). При этом супервизоры не должны устанавливать слишком жёсткие требования, которые будут ограничивать творчество игроков. Запомните, иногда исключения из правил оказываются довольно конструктивными решениями.

Управленцы готовы к бою!

4. Убедитесь, что игра отражает факты реальной конкурентной борьбы. В сегодняшнем хаотичном мире возможно всё — взять то же самое ядерное оружие, которое можно купить на чёрном рынке. Им могут воспользоваться в любой момент, поэтому супервизоры не должны исключать из игры вероятность таких критичных ситуаций.

5. Уделите достаточное время анализу результатов, которые являются едва ли не самой ценной частью этого проекта. Всегда есть риск, что в процессе игры вы исчерпаете лимит времени, поэтому запланируйте так называемый «секретный буфер», который будет гарантировать, что вы успеете не только подвести итоги, но и обсудить их.

Совершенно несекретно!

В 2002 г. в Камдене на конференции Poptech отставного генерала Пола Гормана спросили об интерактивной игре «Армия Америки», выпущенной несколькими месяцами ранее: «Что вы думаете по поводу того, что плохие парни вроде Саддама Хусейна тоже могут загрузить эту игру и воспользоваться ею в своих интересах?».

Ответ генерала сводился к тому, что игра не содержит действительно секретной информации, игроки имеют дело с теми реальными резервами и методами американской армии, которые без опасения можно сделать достоянием общественности. «Наша цель, — подчеркнул он, — удостовериться в том, что в игре присутствуют хотя бы некоторые варианты того, что может использовать настоящий противник».