06.08.2008

Современный бизнес: на войне как на войне

В данной статье редакция попытается обобщить все сведения о применении военной теории в бизнесе.  Лучшая оборона – это нападение , поэтому в первую очередь попытаемся разобраться с наступательными стратегиями. Их очень много, но мы остановимся всего на двух - наиболее интересных.

 

 

Захват рыночных ниш. Пришел, увидел, победил.

 

Если вы вдруг планируете начать свой бизнес, то первым шагом, который вы должны будет предпринять, станет подробное изучение интересующего вас рынка и выявление пустот  - то есть незанятых пространств.

Слово пространство имеет здесь два значения – географическое и социологическое.

Узнав, что в городе N до сегодняшнего дня не продавались учебники по менеджменту, вы постараетесь открыть там сеть книжных магазинов, целиком и полностью посвященных деловой литературе. Тем самым вы совершите захват географического пространства.

Но аналогично вы можете прийти к выводу, что не охвачена какая-то группа потребителей и попытаться адаптировать свой товар под нее – тогда это будет относиться уже к социальному пространству.

 

 

Партизанская война

 

Данная стратегия пригодится вам в том случае, если ваша фирма является далеко не самой большой в отрасли не может вступать в открытое противоборство с ее лидерами. Суть это модели рыночного поведения сводится к крылатому выражению “укуси и беги”. Иными словами, компания должна нацеливаться  на разовые ошарашивающие удары, дезориентирующие оппонента.

Например, можно резко понизить цены, чтобы отбить у конкурентов большой заказ. Можно подставить их разжечь в СМИ скандал, обвинив компанию-противника в монополизации рынка. Возможности для партизанской войны  ограничены лишь вашим воображением и вашими нравственными ориентирами.

 

Но помимо типов наступательных стратегий в военных академиях всегда изучают вероятных противников. Не будем отставать и мы.

 

Лидеры отрасли

С ними связываться крайне опасно. Противостояние гиганта и мелкой компании практически всегда заканчивается для последней фатальным исходом. Но иногда есть смысл попытаться отбить у них часть клиентов.

 

Крупные компании

Аналогично, они очень опасны. Однако, если вы также являетесь крупной компанией, то смысл рискнуть есть.

 

Компании на грани ухода с рынка

Бизнес – вещь крайне жесткая и эгоистичная. Поэтому, поступать надо так, как советует Фридрих Ницше: падающего толкни. Впрочем, как и во всем возможны исключения и можно представить себе ситуацию, когда выгоднее помочь кризисной фирме остаться на рынке.

Автор: Сергей Лебедев