07.03.2009

Автомобильная авария

Согласно статистике, это:

  • Различные нарушения правил дорожного движения;
  • Превышение скорости;
  • Управление автомобилем в нетрезвом состоянии (в России - 25% случаев);
  • Плохие дороги (главным образом скользкие);
  • Неисправности машин (на первом месте тормоза, на втором- рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Однако, всегда ли мы строго следуем хорошо известным нам правилам? Так, многие пренебрегают пристяжными ремнями безопасности, а между тем, подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в 2-3 раза, а при опрокидывании в 5 раз. Столкнувшись с неподвижным препятствием даже на скорости в 20 км/ч, без ремней безопасности водитель, скорее всего, получит травму; та же ситуация при скорости в 50 км/ч равносильна прыжку лицом в низ с четвёртого этажа.

Любой работник ГИБДД подтвердит, что беспечность, самонадеянность, невоспитанность - в других условиях всего лишь неприятные черты характера - на дороге чреваты смертельной опасностью. И это не частный вопрос. Один из иностранных гостей г. Москвы летом 1993 года сказал, что в нашем городе его не покидало ощущение нависшей социальной катастрофы: "Я видел, как машины проезжали на красный свет…!"

Что делать, если авария неизбежна?

Вот несколько советов опытных водителей:

  • Не покидать машину до её остановки. Исследования показывают, что в этом случае шансов выжить в 10 раз больше, чем при катапультировании,
  • Сохранять самообладание, управлять машиной до последней возможности,
  • Сделать всё, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево - лучше идущего на вам автомобиля,
  • Если нет другой возможности, перевести встречный удар, в скользящий боковой.

Когда удар не отвратим, самое главное - препятствовать своему перемещению вперёд и защитить голову. Для этого ногами упереться в пол, руками, напрягая все мышцы, в рулевое колесо, голову наклонить вперёд, между рук.

Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если с вами рядом ребёнок, его нужно крепко прижать, закрыть собой и так же упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сидение, поэтому ПДД запрещают находиться там детям до 14 лет.

После того, как удар произошел, первым делом надо определиться, где, в (каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них, скорее всего, бессмысленно, они заклинены, и надо, открывать или разбивать окна.

Если машина упала в воду...

Такие экстремальные ситуации гораздо чаще происходят в кино, чем в жизни, однако нужно быть готовым и к ним.

Оказавшись в воде, машина некоторое время может держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из неё выскочить. Но двери открывать не следует - вода тут же хлынет внутрь, и автомобиль начнёт резко погружаться. Выбираться нужно через открытое окно.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми, воздух в машине держится несколько минут, а это немало. Можно включить фары, чтобы машину легче было искать, оценить ситуацию, активно провентилировать лёгкие, избавиться от лишней одежды, развязать галстук, захватить документы. И самое главное, мысленно, представить себе путь наверх.

Оказавшись под водой, лучше всего постараться протиснуться сквозь открытое стекло, ухватившись при этом за крышу машины. Если не удаётся, попытайтесь приоткрыть дверь, ни в коем случае не распахивайте её резко - вам помешает поток воды, которая неизбежно устремится в салон.

Если дверь заклинило, а окно не опускается, надо разбить лобовое стекло - заранее поищите, чем вы это будете делать. Во всех случаях следует взять руками за крышу, подтянуться, а затем плыть резко вверх.

Очутившись под водой вне машины, имейте в виду, что у вас не менее 30-40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы достичь поверхности. Считается, что опасна глубина более 30 метров, но найти её падающему автомобилю, практически не возможно, разве, что за бортом морского парома.